Бережливое потребление – это осознанное планирование потребления и осуществление покупок только тех вещей, продуктов и предметов, которые действительно нужны. Также к данному термину относят покупку продукции с более длительными гарантийными сроками, изготовленную из натуральных, а не синтетических материалов.
В целом концепцию бережливого потребления можно разделить на два характерных течения:
Данный тренд активно зарождается по всему миру – экологическое движение за сохранение климата, отказ от пластика (тем более одноразового) и вредной бытовой химии уже в самое ближайшее время побудят десятки и сотни тысяч людей как минимум учиться обходиться без одноразовых полиэтиленовых пакетов. Также потребители начали отказываться от одноразовых стаканчиков в пользу собственной чашки, куда можно налить напиток, не покупать продукты питания сверх нормы, то естьна эмоциях. В таких решениях есть прямая выгода – по данным исследователей, примерно 25-26% россиян хотя бы раз в неделю выбрасывают ранее купленную еду.
Учитывая то, что доходы граждан последние годы не растут, а люди привыкают либо экономить, либо брать кредиты, либо тратить ранее накопленное, тренд на бережливое потребление будет только набирать обороты.
Больше всего шансов преуспеть – у компаний, которые активно держат руку на пульсе и уже сейчас начинают внедрять различные меры, соответствующие запросу населения:
В данном случае практически незанятой остается целая ниша – сегмент товаров для людей, которые осознанно ходят в магазины. «Бережливый»тренд будет только усиливаться, а потребители будут все внимательнее выбирать торговые точки для покупок. Поэтому пока не поздно, стоит начинать предпринимать шаги к развитию нового сегмента в ритейле.
По данным аналитиков за 2018 – 2019 годы, рост продаж в российских торговых сетях растет очень слабо. Покупатели уже перестают реагировать на акции и скидки, все реже покупая что-то впрок.
Со сменой потребительской психологии и приходом тренда на осознанное потребление некоторые торговые сети уже сейчас начинают ощущать отток покупателей. Часть из них уходит в онлайн, часть – к нишевым игрокам на рынке, которые готовы предложить другие группы товаров почти по тем же ценам: фермерские продукты, натуральные материалы вместо пластика, многоразовую тару, более выгодную фасовку, плату за конкретный товар (содержимое), а не за бренд (упаковку).
Поэтому под угрозой поглощения более успешными игроками находятся сети, не предпринимающие ничего, чтобы удержать потребителей поколения Z – людей, которые более ответственно относятся к таким проблемам, как экологические угрозы и перенасыщенность рынков товарами. Если же ритейлер действует по отработанной годами и привычной схеме, то в ближайшее время он гарантированно отметит замедление роста продаж и их последующее падение.
Итак, можно с уверенностью сказать, что рост будут показывать компании, которые уже на текущем этапе начинают внедрять инновации и предлагать потребителям нечто такое, чего не делают прочие участники рынка. А это напрямую касается предоставления клиентам возможности чувствовать себя более уверенно при совершении покупок, не делать лишних трат и одновременно иметь выбор из лучших товаров, к которым все чаще относят продукцию, не наносящую вред экологическому состоянию планеты.